Что такое социальное воспитание детей?

Дети

Воспитание ребенка — важный процесс, к которому родители должны относиться серьезно. Причем, воспитание подразумевает развитие личности в разных направлениях. Это совершенствование духовного начала, и развитие нравственности, а также привитие навыков для дальнейшего сосуществования в обществе. Человек, как известно, существо социальное, поэтому родителям и учителям нужно уделять внимание социальному воспитанию детей для того, чтобы в дальнейшем они комфортно чувствовали себя в социуме.

Нужно отметить, что сегодня существует множество методов социального воспитания детей и написаны сотни пособий, помогающих справиться с этой сложной задачей. Социально нравственное воспитание детей называют также социализацией. Оно направлено на то, чтобы привить ребенку установки, необходимые для общения и взаимодействия с окружающими.

Цель социально нравственного воспитания детей

Целью социально нравственного воспитания детей является достижение определенных навыков. Поскольку социальное воспитание – это стройная система, выстроенная не за одно десятилетие, то каждый педагог четко представляет, чего именно следует добиваться от детей, чтобы в результате можно было заключить, что они готовы к дальнейшей жизни в социуме.

Можно сказать, что социально нравственное воспитание детей направлено на формирование личности, как таковой, путем внедрения в сознание ребенка норм и правил, существующих в обществе. Не сложно понять, что в зависимости от того, какие правила и установки существую в обществе, личность ребенка развивается высокодуховной или, наоборот, приземленной. Естественно, большинство систем социально нравственного воспитания направлены, прежде всего, на духовное развитие человека.

Какие ценности прививают в процессе социально нравственного воспитания детей?

В процессе социального воспитания детей и подростков прививаются ценности, благодаря которым вырабатывается нужное отношение к жизни и окружающим людям. Специалисты выделяют две основных группы ценностей, прививаемых в процессе социально нравственного воспитания детей и подростков.

  • Культурные ценности общества, в котором растет ребенок. В свою очередь культурные ценности делятся на имплицитные – те, которые не формулируются, но подразумеваются, и озвучиваемые вслух. Вторые формируются в результате высказываний философов и мыслителей на протяжении многих веков.
  • Исторические ценности. Закладываются в тот или иной период исторического развития общества в соответствии с существующей идеологией.

Средства социального воспитания детей и подростков

Средства воспитания во многом зависят от общества и могут значительно различаться, например, в одной из европейских или восточных стран. Иногда методы воспитания могут быть достаточно жесткими, но если они являются общепринятой нормой, то воспринимаются гражданами страны как естественный способ воспитания детей. Обычно в средствах для социального воспитания детей и подростков широко используется поощрение и наказание. Что же касается традиционных для нас методов социального воспитания детей, используемых в современных школах, то их можно разделить на:

  • Организационные методы. Они направлены непосредственно на создание и функционирование коллектива. В процессе формируются межличностные отношения между его членами. Дети учатся взаимодействовать между собой и решать возникающие проблемы. К числу организационных методов относится и непосредственно дисциплина, царящая в школе, а также различные кружки и секции по интересам.
  • Социально-экономические методы дают возможность получить социальное воспитание даже детям из неблагополучных семей. Они поддерживаются государством, которое заинтересовано в том, чтобы граждане страны поддерживали морально нравственные нормы.
  • Психолого-педагогические методы являются наиболее многочисленной группой. К ним в первую очередь относится наблюдение за ребенком, беседы с ним. Часто посредством наблюдения за поведением ребенка в коллективе специалист может сделать выводы относительно его социальной вовлеченности и способности к полноценной социальной жизни.

Социальное воспитание детей дошкольного возраста

Специалисты утверждают, что особенно пристальное внимание следует уделять социальному воспитанию детей дошкольного возраста. В этот период дети особенно восприимчивы к тем установкам, которые закладываются взрослыми. Социальное воспитание детей дошкольного возраста должно начинаться с семьи. Родители, а также старшие братья и сестры служат примерами для малышей и демонстрируют правила поведения в маленьком обществе, которым, по сути, и является любая семья.

Социальное воспитание детей дошкольного возраста продолжается в дошкольных учебных заведениях. Воспитатели детских садов прививают малышам основные навыки поведения в коллективе, объясняют, как следует поступать в той или иной ситуации. В результате ребенок учится считаться не только со своими желаниями, но и с желаниями других людей, что и является основной социализации.

Какой стиль воспитания выбрать?

У каждого родителя свой стиль воспитания, но, как показывает практика, совсем не каждый из них является оптимальным для ребенка. Большинство специалистов сходятся во мнении, что лучше всего использовать демократический стиль воспитания, который выражается в следующем:

  • Родители не просто требуют от ребенка выполнения тех или иных правил, но мотивируют его к этому и готовы обсуждать свои требования.
  • Родители не «давят авторитетом», а прибегают к логическому убеждению.
  • Родители трезво оценивают себя и не считают себя абсолютно непогрешимыми.
  • Родители готовы прислушиваться к мнению ребенка и идти на диалог с ним.

Нужно признать, что сегодня не так много семей, в которых используется подобный стиль воспитания в силу того, что многие родители берут за основу те способы воспитания, которые использовались в их семье. Однако современные дети в большинстве своем отрицают авторитарные методы воспитания и готовы только к диалогу с родителями.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.83 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий