навигация

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание детей дошкольного возрастаОсознание детьми своей половой идентичности не происходит само по себе. Понятие принадлежности ребенка к тому или иному полу формируется благодаря гендерному воспитанию детей, которое осуществляют родители и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях.

Первое представление о взаимоотношениях между людьми у ребенка складывается в семье. На модель поведения маленького человека и его дальнейший жизненный сценарий огромное влияние оказывают сложившиеся семейные взаимоотношения. По утверждению детских психологов гендерное воспитание детей призвано способствовать развитию у них представлений о роли мужчины и женщины не только в семье, но и в обществе. Под влиянием педагогов и родителей у малыша формируется некоторая модель поведения, которой он будет следовать в своей взрослой жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Современные педагоги и психологи уверены, что правильное полоролевое воспитание обеспечит успешное формирование личности ребенка. Ученые провели ряд исследований, в результате которых доказали, что мужчины и женщины не всегда адекватно воспринимают собственную гендерную принадлежность. Только правильное полоролевое воспитание ребенка является фактором, способствующим развитию индивидуальных психологических и социокультурных особенностей, характерных для его пола.

Начинать гендерное воспитание детей дошкольного возраста лучше всего не раннее 4-х лет. В этот период малыш уже правильно воспринимает свой пол и осознает ключевые различия между девочками и мальчиками. Такая просветительская работа взрослых должна осуществляться постепенно, при этом проводить ее желательно в игровой форме.

Иногда родители при воспитании мальчика, стараясь развить в нем мужские качества, допускают серьезную ошибку, предъявляя к нему чересчур жесткие требования. В частности, взрослые учат малыша быть мужчиной и не плакать. Данный метод воспитания может иметь негативные последствия: ребенок старается соответствовать родительским ожиданиям, что только провоцирует в нем агрессивность, раздражительность и демонстративное поведение.

Родителям необходимо понять, что психика у мальчиков является более уязвимой, чем у девочек. Это значит, что они тоже нуждаются в ласке, родительской любви и одобрении. В то же время чрезмерная опека ребенка также неуместна. Мальчик, который воспитывался в таких условиях, в будущем превращается в зависимого и несамостоятельного мужчину. Говоря об особенностях гендерного воспитания детей, психологи утверждают, что мать не должна показывать сыну свою авторитетность, а наоборот, ей следует быть для него хрупкой и нежной. Только при таких обстоятельствах у мальчика, как у настоящего мужчины, возникнет стремление проявлять заботу и мужественность.

Что касается полоролевой идентификации девочек, то с раннего возраста они стараются во всем быть похожими на своих мам. Некоторые сложности в их гендерном воспитании могут появиться в период, когда девочки перестают соответствовать общепринятым представлениям и стереотипам о женской кротости и послушности. В данный момент они проявляют общую подавленность и неуверенность в себе, поэтому воспитывать девочек необходимо на фоне доверительных и теплых отношений с родителями.

Особенности гендерного воспитания детей связаны с тем, что взрослые должны быть для своих детей образцами: отец – примером мужественности для мальчика, а мама – женственности для девочки.

Гендерное воспитание детей в ДОУ

Гендерное воспитание детейПомимо семьи, задачи по формированию представлений о гендерных признаках также стоят перед дошкольными образовательными учреждениями. Игры, которые проводятся в рамках мероприятий по гендерному воспитанию детей, дают возможность малышам осознать свою половую принадлежность. Кроме того, у деток формируются представления об общепринятом поведении мальчиков и девочек.

Суть гендерного воспитания детей в ДОУ состоит не только в формировании у них качеств, присущих обеим полам, но и в обучении их толерантности по отношению друг к другу.

В последнее время педагоги и психологи практикуют комплексный подход к вопросам гендерного воспитания детей. Малышей рекомендуется развивать всесторонне и прививать им качества обоих полов. Это обусловлено тем, что современное общество предъявляет иные требования: женщины вынуждены быть более действенными и решительными, а мальчики должны учиться умению сопереживать другим.

Обладая признаками поведения, присущим обоим полам малышу будет легче приспособиться к требованиям современного мира. При этом крайне важно соблюдать баланс, поскольку нечеткость границ между женскими и мужскими качествами будет оказывать отрицательное воздействие на социальное развитие ребенка.

Значение гендерного воспитания

Основной целью полоролевого воспитания является обучение детей различным образцам поведения мужчины и женщины. Это важно для того, чтобы дети в будущем могли применить данный опыт для новых жизненных ситуаций. Если воспитание будущих мужчин должно быть направлено на формирование у них стремления к достижениям поставленных целей, а также на развитие практического подхода к воплощению своих замыслов, то девочки лучше воспринимают свою гендерную принадлежность через отношения с другими людьми.

Особенностью гендерного воспитания детей является то, что женщины и мужчины хоть и играют различные роли, но являются взаимозависимыми. И, несмотря на существование между ними различий и некоторых противоречий, они способны уравновешивать и компенсировать друг друга.

Полоролевое поведение мальчиков и девочек формируется при тесном взаимодействии биологических, психологических и социальных факторов, а родители и педагоги должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать у детей правильные представления о своем и противоположном поле. А это, в свою очередь, будет залогом адекватного и гармоничного развития личности ребенка.

Оцените статью

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста 4.33 из 5 (Голосов:9)

Добавить комментарий

наверх