Гиперактивный ребенок: что делать родителям

Дети

Детская гиперактивность в медицине носит название «синдром нарушения внимания с гиперактивностью» (СНВГ). Внешне она проявляется в чрезмерной подвижности и возбудимости ребенка. Но основной проблемой данного нарушения является дефицит внимания, по причине которого малыш не способен ни на чем сосредоточиться надолго.

Как отличить активность от гиперактивности

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже на первом году жизни. Несмотря на это, во многих случаях родители не замечают никаких отклонений до 3-4 лет, то есть до момента поступления малыша в детский сад. Первые подозрения на наличие проблемы нередко появляются только после того, как воспитатели указывают родителям на неестественную неуправляемость ребенка.

Если ребенок отличается повышенной двигательной активностью и эмоциональностью, много говорит и задает бесчисленное количество вопросов, это далеко не всегда является признаком гиперактивности. Обычно дети способны легко отвлечься на предлагаемые занятия, если их заинтересовать. Кроме того, активность у нормального ребенка наблюдается не всегда: он может быть беспокойным и непоседливым дома, а в незнакомой обстановке становится тихим и послушным.

Гиперактивный ребенок ведет себя неуправляемо в любых условиях – как дома среди родных, так и на детской площадке, в саду, в магазине или в гостях у незнакомых людей. Малыш неспособен себя контролировать и продолжает интенсивно двигаться, даже если устал. Он может проявлять агрессию – дерется, толкается, кусается. У гиперактивных деток обычно наблюдаются кишечные расстройства, проблемы со сном, нередки и аллергические реакции.

Причины детской гиперактивности

Гиперактивность не является особенностью темперамента или следствием обычной детской энергичности. Причины ее развития связаны с осложнениями во время беременности и родов или какими-либо нарушениями, имевшими место в грудничковом возрасте (инфекции, интоксикации).

Основные группы риска – недоношенные, родившиеся с недостаточным весом малыши, а также дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, перенесшие внутриутробную гипоксию (нехватку кислорода) или тяжелые патологические роды. Однако следует заметить, что эти факторы не всегда провоцируют развитие СНВГ.

Исследования показывают, что гиперактивность связана с рядом структурно-функциональных мозговых нарушений. В частности, они затрагивают лобно-гиппокампальную систему мозга, которая ответственна за регуляцию уровня внимания. Как отмечают специалисты, занимающиеся изучением СНВГ, чрезмерная двигательная активность исчезает у детей по достижении подросткового возраста, но невнимательность и импульсивность при отсутствии необходимой коррекции могут становиться еще более выраженными.

Методы диагностики

При подозрении на гиперактивность необходимо показать малыша неврологу. Подобное нарушение иногда может маскировать под собой другие, более тяжелые заболевания. Поэтому не стоит ограничиваться короткой врачебной консультацией, нелишним будет пройти обширное обследование. Комплексная диагностика СНВГ обычно проводится в три этапа:

  • Предварительный анализ, основанный на субъективной оценке поведения ребенка, а также сведениях о течении беременности и родов, перенесенных малышом заболеваниях.
  • Психологический анализ, в ходе которого ребенок выполняет ряд специальных тестов (используется для детей не младше 5-6 лет).
  • Исследование состояния мозга с помощью электроэнцефалограммы или магнитно-резонансной томографии.

Способы коррекции

Лечение детской гиперактивности включает психологические и медикаментозные методы. Ребенок должен наблюдаться у невропатолога и психолога. Для успешной коррекции СНВГ большое значение имеет поддержка и правильный настрой родителей.

Медикаментозная терапия гиперактивности основывается на применении ноотропных средств – препаратов, положительно воздействующих на функции головного мозга. К ним относятся Глиатилин, Энцефабол, Кортексин. Данные лекарственные средства назначают в случаях нарушения внимания. При преобладающей двигательной активности применяют препараты на основе гамма-аминомасляной кислоты, улучшающие тормозящие реакции в головном мозге (Фенибут, Пантогам).

Обеспечьте малышу спокойную и комфортную психологическую обстановку. Мамам, папам и всем родственникам, участвующим в воспитании ребенка, важно помнить, что гиперактивные дети не способны реагировать на выговоры и наказания, зато они очень хорошо воспринимают любые похвалы. Родителям необходимо корректировать поведение своего крохи с учетом этой особенности:

  • Не ругайте самого ребенка за проявления гиперактивности и не давайте ему негативных характеристик, а критикуйте лишь его отрицательные действия – «Ты хороший мальчик, но сейчас ведешь себя неправильно, потому что…».
  • Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми – «Смотри, какой Вася молодец, сидит смирно, а ты все никак не успокоишься».
  • Формулируйте любые указания четко и понятно для ребенка, давайте ему задания последовательно, одно за другим, а не сразу несколько, не предъявляйте завышенных требований.
  • Хвалите малыша каждый раз, когда ему удается довести какое-нибудь дело до конца, даже самое мелкое и незначительное.

Оберегайте ребенка от переутомления, но вместе с тем давайте ему возможность расходовать избыток энергии. Для этого прекрасно подходят подвижные игры, физические упражнения, долгие прогулки. Время, которое малыш проводит за телевизором или компьютерными играми, должно быть строго ограничено.

Гиперактивность – не болезнь, а лишь небольшое отклонение. Тем не менее, оставлять ее без внимания нельзя: важно найти грамотных специалистов и всеми силами стараться скорректировать имеющиеся особенности поведения. Если запустить проблему, ребенку будет сложно адаптироваться к школе – он неизбежно столкнется с трудностями в обучении и налаживании отношений с окружающими.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.5 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий