Особенности детей с задержкой психического развития

Дети

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из самых распространенных форм психической патологии у детей. Такое отклонение весьма неоднозначно и требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Рассмотрим особенности детей с задержкой психического развития.

Причины ЗПР

Существует довольно много причин развития ЗПР. Условно можно выделить несколько групп данных факторов.

Неблагоприятное течение беременности. К появлению у ребенка задержки психического развития могут привести:

  • хронические болезни женщины (патологии щитовидной железы, диабет, порок сердца);
  • болезни матери во время вынашивания ребенка (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз);
  • токсикозы (особенно во второй половине беременности);
  • резус-конфликт;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов;
  • курение, алкоголизм и наркомания беременной.

Патологии протекания родов. ЗПР часто встречается у детей, которые перенесли в родах асфиксию. Риск патологии также повышают механические травмы плода при использовании средств родовспоможения (наложение щипцов).

Социальные причины. Нередко задержка психического развития наблюдается у детей, которые испытывают недостаток эмоционального контакта с родителями и близкими или же, наоборот, излишнюю опеку.

Особенности

ЗПР относят к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии, занимающим промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР испытывают трудности, связанные с адаптацией и обучением, и не имеют тяжелых патологий развития (умственная отсталость, первичное недоразвитие двигательной системы, слуха, зрения и речи).

У каждого ребенка патология проявляется по-своему. Однако существуют и некоторые общие особенности детей с ЗПР:

  • Нарушение внимания – сниженная концентрация и неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость. Явление часто сопровождается повышенной двигательной и речевой активностью. Данный комплекс отклонений специалисты именуют СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
  • Нарушение восприятия – проявляется в трудностях построения целостного образа. Кроме того, у ребенка страдает ориентировка в пространстве и скорость восприятия.
  • Особенности памяти – заключаются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.
  • Проблемы речи – связаны в основном с темпом ее развития. Степень задержки может быть как легкой, так и тяжелой.
  • Отставание развития основных форм мышления – обнаруживается при решении задач на логико-словесное мышление. Так, к началу школьного обучения ребенок с ЗПР не владеет полностью всеми интеллектуальными операциями, которые необходимы для выполнения школьных заданий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, абстрагирование).

В большинстве случаев дети с ЗПР могут обучаться по стандартным общеобразовательным программам. Однако учебные методики требуют определенной корректировки, в зависимости от особенностей развития каждого ребенка.

Типы

Специалисты условно делят ЗПР на четыре типа, каждый из которых имеет свои причины и особенности нарушений.

Первый тип. Имеет конституциональное происхождение. Дети с ЗПР данного типа незрелые в эмоционально-волевой сфере, их еще называют психически инфантильными. Они обычно несамостоятельны, сильно привязаны к маме, тяжело приспосабливаются к новым условиям, бурно проявляют свои эмоции. Им трудно принять самостоятельное решение, сделать выбор. Как правило, такой ребенок весел и непосредственен. Он всегда кажется младше своего возраста. Психический инфантилизм отражается на деятельности малыша, в первую очередь на его способности адаптироваться к школе.

Второй тип. Патология соматогенного происхождения, которая наблюдается у часто болеющих, ослабленных детей. Это связано с тем, что при продолжительной болезни страдает психологическое состояние ребенка. Развитие ЗПР этого типа характеризуют повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупление внимания. К этому типу относятся дети, страдающие от гиперопеки родителей. Если мама и папа постоянно беспокоятся о малыше, оберегают его от воображаемых опасностей, он не может получить свой собственный жизненный опыт. В результате у ребенка нет возможностей для познания окружающего мира, что мешает формированию психически полноценной личности. В большинстве случаев родительская гиперопека бывает в семьях, где малыш часто болеет.

Третий тип. Имеет психогенную природу и формируется под воздействием неблагоприятной ситуации в семье ребенка. Это может быть насилие по отношению к малышу или членам его семьи, жестокое воспитание либо психологические травмы. В результате в характере малыша преобладают нерешительность, патологическая застенчивость, боязливость, несамостоятельность. У ребенка отсутствуют представления о моральных нормах поведения в социуме, он не умеет контролировать свое поведение, неспособен отвечать за собственные поступки, имеет низкий уровень знаний об окружающем мире.

Четвертый тип. Данный тип патологии имеет церебрально-органическую природу и является наиболее распространенным. В этом случае ЗПР провоцируют проблемы беременности и родов. Для этого типа характерна минимальная мозговая дисфункция – комплекс несложных нарушений развития, которые проявляются в зависимости от конкретного случая в разных областях психической деятельности. Дети с задержкой психического развития четвертого типа малоэмоциональны, имеют плохо развитое воображение, безразличны к оценке себя окружающими людьми.

Задержка психического развития не является патологией. При грамотной коррекции, проведенной специалистами и родителями, можно добиться полного преодоления данного отклонения. Главное – диагностировать ЗПР у малыша как можно раньше и предпринять меры.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.67 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий