навигация

Особенности развития и обучения детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зренияКаждый ребенок познает окружающий мир с помощью органов зрения, слуха, обоняния и осязания. Однако, к сожалению, некоторые малыши имеют определенные патологии данных органов. К ним относятся и дети с нарушением зрения. Так как такие ребята воспринимают мир по-другому, методы их воспитания и обучения имеют свои особенности. Рассмотрим, как правильно организовать развитие и обучение детей с нарушением зрения.

Особенности детей с нарушением зрения

Существует несколько классификаций нарушения зрения у малышей. Согласно одной из них, данная патология бывает врожденной, наследственной и приобретенной (в результате травмы или болезни).

Также все патологии зрения разделяются на следующие виды:

  • Функциональные – не затрагивают структуры системы зрения. Такие патологии считаются легкими и могут быть вылечены при своевременном обращении к врачу. К ним можно отнести косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость.
  • Органические – это патологии, которые затрагивают структуры глаза и всей системы зрения. Нередко они приводят к остаточному зрению и даже слепоте. К таким заболеваниям относятся болезни сетчатки и зрительного нерва, аномалии рефракции глаз, нарушения оптического аппарата глаза.

Отдельно стоит упомянуть о степени тяжести нарушения зрения. Так, при косоглазии и амблиопии острота зрения составляет менее 0,3, слабовидящим считается ребенок с остротой зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,2, слепой малыш – острота зрения на лучше видящем глазу составляет 0,01-0,04.

Главной особенностью детей с нарушением зрения является то, что они познают мир в основном через звуки и осязание. Такой ребенок узнает приближающуюся машину не по ее виду, а по звуку. В результате, представление о мире у этих деток немного иное, чем у видящих людей.

В некоторых случаях слабовидящий или слепой ребенок неправильно понимает слова, поскольку не может соотнести их с реальным объектом.

Довольно часто нарушения зрения у детей сопровождаются задержкой развития, нарушениями слуха, ДЦП, плоскостопием, нарушением осанки. Все эти отклонения и заболевания также требуют лечения и коррекции.

Развитие и обучение

Важная составляющая развития детей с нарушением зрения – физическая активность. Так как такие малыши плохо ориентируются в пространстве, они предпочитают больше сидеть либо лежать. Малоподвижный образ жизни способствует развитию слабости мышц (мышечной гипотонии). Важно в ежедневный режим такого ребенка включать подвижные игры, которые развивают координацию движения, укрепляют мускулатуру, стимулируют зрение и обучают нужным навыкам. Перед тем как подобрать такие игры, необходимо обязательно проконсультироваться с офтальмологом, чтобы избежать ухудшения состояния здоровья. Во время игр нужно просить ребенка выполнить определенные движения или задания, которые будут обучать ориентации в окружающем пространстве.

Большое значение в развитии детей с нарушением зрения приобретает правильный выбор игрушек. Естественно, они должны быть больших размеров и яркого цвета. Не стоит забывать об игрушках, которые стимулируют тактильные ощущения, а также о музыкальных предметах.

Родители должны понимать, что обучение детей с нарушением зрения отличается от обучения видящих детей. Главное его правило – многократное повторение каждого действия. Обучая чему-то ребенка, нужно ему объяснять, зачем нужно данное действие, как его выполнять правильно.

Формирование речи у слабовидящего ребенка

Обучение детей с нарушением зренияФормирование речи у слабовидящего малыша имеет некоторые особенности: нарушение темпа развития, словарно-семантической стороны речи, накопление большого количества слов, смысл которых непонятен.

Приблизительно к возрасту двух лет слабовидящий ребенок овладевает большим запасом слов, которые он слышит от взрослого, часто не имея представления об их содержании. В это время очень важно, чтобы родители максимально возможно «наполняли» все свои слова и предложения осязаемыми движениями. Например, не просто рассказывать ребенку о цветочке, а дать ему подержать цветок в руках, пощупать пальчиками стебелек и лепестки.

Как правило, для правильного становления речи у детей с нарушением зрения трудно обойтись без помощи логопеда.

Как правильно выбрать детский сад и школу для слабовидящего ребенка?

Все детки нуждаются в дошкольном и школьном образовании. В случае если степень нарушения зрения не слишком большая, малыш может посещать обычный детский сад и школу, пользуясь очками или контактными линзами. В такой ситуации воспитатель или учитель должен подготовить других детей к тому, что у их товарища есть некоторые особенности.

Обучение детей с нарушениями зрения средней и тяжелой степени следует проводить в специализированных детских учреждениях. Такие садики и школы имеют следующие преимущества перед обычными:

  • В группах обучается меньшее количество детей, около 8-15, что позволят больше внимания уделить каждому ребенку.
  • Обучение и воспитание проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого малыша.
  • В них применяются специальные методики и оборудование, необходимое для слабовидящих или слепых детей.
  • В большинстве таких учреждений кроме обучения дети проходят и необходимое лечение или коррекцию зрения.
  • Так как все детки в данных учреждениях страдают одинаковыми нарушениями, они не будут подвергаться насмешкам и унижению ровесников.

Школы для слабовидящих и слепых детей кроме обучающей функции также выполняют функцию их адаптации в общество, профессиональной ориентации. Для учеников данных школ выпускается специальная литература, издаваемая в системе Брайля. Также, для деток, имеющих остаточное зрение, издаются учебники, сочетающие цветную и рельефную печать.

Родителям, у которых растут дети с нарушением зрения, очень важно правильно подойти к их воспитанию и обучению. Наверное, наиболее важным моментом в этом является профессиональное обучение ребенка и его максимальная социализация.

Оцените статью

Особенности развития и обучения детей с нарушением зрения 4.71 из 5 (Голосов:7)

Добавить комментарий

наверх