Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. В учреждениях дополнительного образования занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Рассмотрим, что собой представляет такая система образования, каковы ее особенности.
Современная система дополнительного образования детей
Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года. Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения.
Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей.
Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка.
Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.
Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности.
Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:
- техническое творчество, в том числе, робототехника;
- естественнонаучное, в частности и эколого-биологическое;
- художественное;
- туристско-краеведческое;
- физкультурно-спортивное;
- социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).
На сегодняшний день около 35% школьников занимаются разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени учреждениями данного типа пользуются дети подросткового возраста, от 11 до 15 лет.
Воспитательная система дополнительного образования детей
В первую очередь дополнительное образование детей любого направления преследует воспитательную цель. Основное внимание уделяется гармоничному развитию ребенка, повышению его нравственности и духовности.
Ведущими воспитательной системы дополнительного образования детей являются следующие принципы:
- Гуманизация – утверждает ценность, неповторимость и уникальность каждого ребенка, его право на творческое самовыражение.
- Индивидуализация – обеспечение максимального развития личности при сохранении индивидуальности обучающегося.
- Валеологическая направленность – подразумевает сохранение здоровья ребенка.
- Уважительное отношение – обеспечивает воспитание достоинства учащегося.
- Культуросообразность – означает воспитание детей на принципах общечеловеческих ценностей, учитывая национальные традиции региона проживания.
- Интеграция – сочетание образовательной, социокультурной и воспитательной деятельности.
- Активное освоение среды.
Можно выделить основные воспитательные задачи системы дополнительного образования:
- Развитие творческих способностей ребенка и формирование у него потребности в самореализации посредством творчества.
- Сформировать и поддержать у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
- Заложить базовые основы культуры и сформировать начало ценностного отношения к общепринятым нормам культурной жизни общества.
- Привить основы формирования гражданской позиции у ребенка.
Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать самостоятельно правильные решения, выбрать профессию.
Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается. Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются известные методы и практики. Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать все его потребности.