Правила и особенности воспитания детей раннего возраста

Дети

Первые годы занимают особенное место в воспитании детей раннего возраста. В этот период происходит формирование многих сторон и качеств личности ребенка, и ни в один из других возрастных этапов он не проходит столь быстрого развития, как в раннем детстве. В течение первых трех лет жизни у ребенка максимально интенсивно формируются важные предпосылки для всего дальнейшего развития. Поэтому так важно организовать грамотное воспитание с самых ранних лет – это обеспечит полноценное и всестороннее развитие личности ребенка, а также позволит предотвратить возникновение негативных форм поведения и плохих привычек.

Особенности воспитания детей раннего возраста

Чтобы определиться с правильной воспитательной стратегией, родителям важно понимать потребности и особенности ребенка ранних лет.

В первую очередь следует учитывать, что развитие детей раннего возраста происходит не равномерными темпами, а скачкообразно. Кроме того, существуют периоды, в течение которых освоение одних навыков сильно замедляется, а другие развиваются максимально стремительно. Эта особенность хорошо заметна уже после первого года жизни ребенка: в этот период малыш активно учиться ходить, но при этом у него пока слабо проявляются реакции, связанные с пониманием речи.

Так называемые критические периоды, то есть этапы, характеризующиеся наиболее резкими изменениями в развитии – это 1, 2 и 3 года. В 1 год ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. В 2 года у него наблюдается переломный период в освоении речи, а также активно формируется наглядно-действенное мышление. В 3 года становится особенно выраженной связь между поведением и развитием речи.

Все эти критические периоды являются теми временными отрезками, когда у ребенка происходит максимальное накопление опыта. Поэтому важно создавать ему оптимальные условия для развития именно в это время. Но следует помнить о том, что критические периоды ребенок переносит трудно, и одновременно заботиться о щадящем режиме и хорошем уходе.

Также при воспитании детей раннего возраста важно учитывать, что их формирующиеся умения и навыки отличаются крайней неустойчивостью. Это значит, что при обучении ребенка этого возраста очень большую роль играет метод повторения. Кроме того, важно постоянно стимулировать самостоятельные действия ребенка, так как одной из главных особенностей воспитания детей раннего возраста является то, что некоторые реакции не способны развиваться без участия взрослых. Например, к ним относятся умение использовать простые предложения при разговоре со взрослым, которое формируется в 2 года, способность к ролевым играм, впервые возникающая в 3 года.

Помимо этого, важно обеспечивать полноценное сенсорное воспитание детей раннего возраста. В первые три года жизни у любого здорового ребенка наблюдаются повышенные сенсорные потребности. Их нужно обязательно удовлетворять, обогащая жизнь малыша новыми разнообразными впечатлениями. Если ребенок ограничен в получении информации, его развитие сильно замедлится. Несмотря на то, что в возрасте трех лет он еще не готов к усвоению сенсорных эталонов (общепринятых образцов различных свойств, присущих предметам), сенсорное воспитание детей раннего возраста способствует накоплению начальных представлений о формах, цветах, величинах и других свойствах окружающих предметов.

Несколько полезных правил воспитания детей раннего возраста

Многие правила воспитания детей раннего возраста, которыми владеют профессиональные педагоги, очень полезны и для родителей, ведь зачастую проблемы в воспитании возникают именно из-за незнания некоторых простых вещей.

В первую очередь важно учитывать, что любые воспитательные приемы и линии поведения должны быть едины со стороны всех взрослых. Не стоит думать, что ребенок еще слишком мал, чтобы заметить какие-либо противоречия в поведении родителей и других близких. Если с ним занимаются несколько человек, все их действия должны быть согласованы. В противном случае ребенок не будет понимать, что от него хотят и как ему себя вести, а это всегда ведет к стрессу и неуравновешенному поведению.

Хорошее воспитание обязательно учитывает индивидуальные особенности ребенка. Все дети обладают разными типами нервной деятельности. В связи с этим одни дети могут быстрее утомляться, другие с трудом засыпать. Во время игры одним деткам легко даются задания взрослых, а другие ждут помощи и поддержки. Чтобы наладить с ребенком прочную связь и развить в нем определенные черты личности, важно знать о таких особенностях и ни в коем случае не игнорировать их.

Родителям также необходимо уметь правильно использовать запреты. Ребенку нет никакой пользы ни от частых позволений, ни от частых запретов. Все запреты должны быть обоснованными, а говорить о них следует спокойным голосом. Кроме того, ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать то, что раньше было под запретом. В то же время нужно следить, чтобы запретов было меньше, чем разрешенных и поощряемых действий.

Многим родителям будет полезно узнать, что причиной неуравновешенного поведения ребенка часто является нарушение взрослыми его деятельности. Дети ранних лет не способны быстро, «по команде» переключаться от одного занятия к другому. Поэтому не стоит требовать от ребенка немедленного прекращения какой-либо деятельности. Важное правило воспитания – терпение. Если одному из родителей нужно отвлечь ребенка от игры и позвать его за стол, нужно делать это постепенно: сначала спокойным тоном предложить закончить игру, потом попросить сложить игрушки, а уже после этого предложить новое занятие.

Также родителям следует помнить, что стремление к самостоятельности у детей формируется очень рано. Его следует всячески поощрять. Когда ребенок пытается самостоятельно преодолеть какие-то трудности во время игры, не нужно бросаться ему на помощь. Важно, чтобы потребность малыша в самоутверждении и активной деятельности удовлетворялась в полной мере – это одно из главных условий для нормального, своевременного формирования навыков и умений.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.67 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий