навигация

Правильное применение игр в воспитании детей до 3 лет

Игра как средство воспитания детейИгра в жизни ребенка занимает одно из самых важных мест. Это его собственный мир, близкий, понятный и невероятно интересный. С помощью игры малыш моделирует «взрослый» мир, познает и понимает суть взаимоотношений между людьми, изучает окружающую действительность. Роль игры в воспитании детей очень велика: с помощью увлекательного игрового процесса ребенка легче всего научить чему-либо. Но игра становится полезным воспитательным методом только тогда, когда взрослый умеет задать ей верное направление. В первые годы жизни роль взрослого в детской игре является ведущей, поэтому родителям важно знать, как следует организовывать игровой процесс ребенка.

Как правильно использовать игры при воспитании детей до года?

Дети разного возраста играют по-разному, поэтому способы руководства их играми тоже должны быть различными. Чем младше ребенок, тем активнее будет роль взрослого в его играх. Самые маленькие детки не умеют играть самостоятельно и не знают даже самых простых способов обращения с игрушками.

Правильное формирование игровой деятельности ребенка можно начать очень рано, примерно с 3 месяцев. Уже в этом возрасте малыша привлекают яркие игрушки. Наблюдение за ними способствует развитию слуха и зрения, а также закладывает предпосылки для развития предметного восприятия. В 4 месяца ребенок уже пытается схватить двигающуюся перед ним игрушку, а к 5 месяцам его движения становятся осознанными и он пытается удержать привлекший его внимание предмет.

Эти действия еще нельзя назвать полноценной игрой, но они уже способны занимать малыша и доставлять ему удовольствие. В 6–7 месяцев ребенка необходимо побуждать к действиям с игрушками: возьми, дай, положи, постучи. К 8 месяцам ему важно обеспечить большее игровое пространство. В этом возрасте малыш уже может бросить игрушку или толкнуть мяч, а затем попытаться достать их. Для правильного развития игровых действий нужны соответствующие условия, например, просторный манеж с несколькими игрушками.

Учить ребенка самостоятельно играть нужно как можно раньше. Уже в 8–9 месяцев взрослые должны показывать ему, какие манипуляции можно совершать с различными игрушками. Важно не торопиться и повторять каждое действие многократно. Основное значение игры в воспитании детей этого возраста состоит в том, что ребенок учится получать от своих действий удовольствие, кроме того, разнообразные манипуляции с предметами развивают его внимание, память, мыслительные функции и способность координировать движения.

К 9–10 месяцам необходимо научить ребенка отыскивать названный предмет. В этот период особенно полезными являются игры, в процессе которых малыш учится новым, более сложным манипуляциям с предметами (пример: малышу можно показывать игрушку в виде собачки и предлагать погладить ее или покормить). Подобные игры способствуют развитию понимания речи, а также учат ребенка умению сосредотачиваться на услышанном и увиденном.

Игра как средство воспитания детей приобретает очень большое значение для развития ребенка, когда ему исполняется годик. В этом возрасте его необходимо учить еще более сложным действиям: ставить кубики один на другой и строить башню, открывать и закрывать коробки, снимать и нанизывать кольца со стержня пирамидки, играть мячом.

Роль взрослого в таких играх по-прежнему является ведущей. Ребенка очень важно учить самостоятельным действиям с предметами, действуя методом многократного повторения. Также важно направлять его действия: малыш может очень долго выполнять какую-либо одну манипуляцию, пока интерес к игрушке не исчезнет. Как только он хорошо осваивает какой-то навык обращения с игрушкой, следует показывать ему новые способы игры с ней и с другими предметами.

На втором году жизни определяющее значение игры в воспитании детей увеличивается. Теперь малыша интересуют подвижные игры, которые очень важны для совершенствования координации и двигательных навыков. Но в период от года до полутора лет следует также продолжать развитие умений ребенка обращаться с различными предметами.

После полутора лет необходимо начать усложнение умственных задач, которые возникают в процессе игры. Малыша нужно учить расставлять предметы по размеру, складывать кубики по цвету, а также различным строительным играм. Дети этого возраста с удовольствием возятся в песке, пользуясь совочком и лопатой для строительства пирамидок или дорожек.

Как правильно руководить игрой при воспитании детей 2–3 лет?

Роль игры в воспитании детейРоль игры в воспитании детей 2 лет становится более значительной, так как в этом возрасте у ребенка появляются базовые навыки подражания. Он учится действовать предметами, подражая взрослым: кормит и убаюкивает игрушки, водит машинку. Руководство со стороны взрослых теперь должно быть направлено на сюжетное развитие игр. Нужно стремиться к тому, чтобы детские игры были более длительными и разнообразными по содержанию, а также развивать самостоятельность ребенка в игровых действиях.

Для этого необходимо побуждать малыша к отображению тех или иных действий: положи куклу в коляску и покатай ее, поставь кастрюльку на плиту, пусть в ней варится каша. Также важно проигрывать вместе с ребенком простые игровые сюжеты: кукле пора спать, давай завернем ее в одеялко и покачаем. Сначала взрослый производит какие-либо сюжетные действия сам, а потом просит ребенка повторить их. Затем нужно учить малыша воспроизведению двух-трех последовательных эпизодов: игрушки сели есть, потом пошли гулять, во время прогулки нашли домик и т.п.

Эти простые ролевые игры способствуют развитию творческого воображения и закладывают основы для формирования у ребенка самостоятельности в игровых действиях. В 3 года игра как средство воспитания детей начинает выполнять все более сложные и полезные функции, так как ребенок уже сам может придумывать простые сюжеты для своих игр. Взрослому по-прежнему необходимо поддерживать и поощрять такие игры, а также предлагать малышу всевозможные игровые сюжеты.

В этом возрасте также важно следить, чтобы ребенок учился выполнять во время игры определенные правила. Детки 3 лет пока не играют вместе, но играют рядом друг с другом. Поэтому ребенку пора объяснить, как правильно вести себя по отношению к «соседям». А если малыш часто проявляет негативное отношение к другим детям, ему будет полезно поиграть с детьми постарше, которые уже способны отстаивать свои права.

Оцените статью

Правильное применение игр в воспитании детей до 3 лет 4.17 из 5 (Голосов:6)

Добавить комментарий

наверх