навигация

Психическое развитие детей раннего возраста

Психическое развитие детей раннего возрастаРанним принято считать возраст от 1 до 3 лет, когда развитие ребенка имеет небывалые темпы. Для данного периода также характерна скачкообразность, то есть освоение новых навыков происходит неравномерно. Именно в раннем детстве проявляются первичные формы мышления, и стартует процесс формирования личности.

Предметная деятельность

Осуществление действий с различными предметами является основной формой деятельности в раннем возрасте. Даже у грудничков наблюдаются некоторые зачатки данных навыков, однако их деятельность носит еще неосознанный характер. А вот детки старше года начинают постепенно осваивать знания о функциях вещей. Происходит этот процесс в несколько этапов:

  • В возрасте 1-1,5 года малышей еще мало волнует назначение объекта. Однако в данный период ребенок уже вполне может решать легкие задачи. К примеру, хорошими игрушками могут стать пирамидки или матрешки, которые научат сравнивать размеры и составлять из частей целое.
  • Для детишек 2-2,5 лет характерно присваивание предмету четко обозначенных функций, за рамки которых малыш не может выйти. Ребенок понимает, что ложка нужна для еды, мыло — для мытья рук, а лопатка — для игр в песке. Однако искать альтернативу для привычных вещей малыш пока не умеет.
  • В возрасте 2,5 -3 лет кроха начинает осознавать, что один и тот же предмет способен выполнять несколько функций. На этом этапе с ребенком можно и нужно обыгрывать привычные бытовые ситуации, используя самые разные предметы. К примеру, играя в доктора, малыш может заменить термометр карандашом.

Развитие речи, мышление и воображение

Психическое развитие детей раннего возраста (1-3 года)Именно данный пункт психического становления волнует большинство родителей. Всем хочется, чтобы ребенок поскорее заговорил и стал более смышленым, ведь это так упростит взаимопонимание и станет еще одним поводом для гордости.

Речь. Уже годовалые дети в большинстве случаев произносят несколько простых слов (мама, папа, дай) или хотя-бы отдельные слоги. Пройдет совсем немного времени, и словарный запас составит 30-40 слов. Двухлетние дети способны выстраивать предложения из 2-3 элементов, при этом склонения по падежам и числам пока не происходит. Ближе к трем годам речь становится похожей на взрослую. Словарный запас увеличивается до 1500 слов, предложения уже сложнее и длиннее. Некоторые дети даже могут удивить родителей небольшим рассказом. На данном этапе можно начинать активную работу над дикцией ребенка, заучивая стишки и скороговорки.

Мышление и внимание. Основной функцией психики в раннем возрасте выступает восприятие. Ребенок активно занимается изучением окружающего мира, и его тип мышления пока лишь предметный. Крохе еще сложно длительное время удерживать внимание на определенном действии, но его уже можно увлечь интересной игрой. Кроме того, именно в раннем возрасте ребенок легко отвлекается. В случае, когда ваш малыш расстроился, его внимание еще можно переключить на любимую игрушку или занятие.

Воображение. Некоторые зачатки воображения уже присутствуют, однако в полную силу данная психическая функция войдет уже после трех лет. В голове вашего крохи могут возникать фантазии и мечты, однако о творческом воображении говорить рано. Стоит отметить, что в раннем возрасте у ребенка также отсутствует умение лгать.

Становление личности и кризис трех лет

Уже полуторагодовалый малыш способен узнавать себя в зеркале. На данном этапе он чаще называет себя в третьем лице, используя имя. После 2,5 лет впервые может появиться в речи местоимение «я», ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью.

В раннем возрасте впервые появляются собственные желания, мотивы и стремления ребенка. К тому же для данного периода характерно присваивание себе лишь положительных качеств. Оценка себя «я хороший» не имеет объективных причин, а является лишь потребностью в психологическом комфорте и безопасности.

Трехлетний возраст проходит под лозунгом «я сам». При этом ребенок не только стремится самостоятельно выполнять привычные действия, а требует от родителей уважения своего мнения и желаний. Частая жалоба родителей подросших деток заключается в непослушании чада. Психологи именуют такое состояние «кризисом трех лет». Характерными признаками того, что вашего малыша настиг кризис, являются:

  • отрицание и негативное отношения ко всем предложениям и действиям старших;
  • неприятие норм поведения;
  • своеволие;
  • деспотизм и бунтарство.

Ранний возраст очень значим в процессе психического развития детей. Родителям можно порекомендовать в этот период всячески поддерживать инициативу и самостоятельность со стороны ребенка, а также обеспечить ему комфортные условия для исследования окружающего мира.

Оцените статью

Психическое развитие детей раннего возраста 4.67 из 5 (Голосов:6)

Добавить комментарий

наверх