Умственное воспитание детей – важный шаг становления личности

Дети

Воспитание детей способствует разностороннему развитию личности. Говоря о воспитании, мы чаще всего подразумеваем способность ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Но, кроме развития социальных навыков поведения, воспитание подразумевает также и развитие умственных способностей ребенка. В данном случае речь идет об умственном воспитании детей. Умственное воспитание ребенка проходит под воздействием взрослых, которые передают им знания, помогающие разносторонне развиваться. Умственное воспитание нельзя охарактеризовать как некую узкую категорию, так как оно направлено на решение сразу нескольких задач.

На что направлено умственное воспитание детей раннего возраста?

Умственное воспитание, как утверждают специалисты, должно начинаться с самого раннего возраста. В первые несколько лет жизни мозг ребенка активно увеличивается в объеме и уже в три года составляет 80% от объема мозга взрослого человека. Очевидно, что развитие головного мозга сопровождается активной познавательной деятельностью малыша, и взрослые должны всячески способствовать тому, чтобы он смог получать как можно больше информации. Таким образом, умственное воспитание детей раннего возраста включает в себя:

  • Сенсорное восприятие. Является одним из важных способов познания окружающего мира, доступного маленькому ребенку. Посредством ощупывания всего, что попадается ему на пути, малыш формирует представление об окружающем его мире. Именно так происходит познавательная деятельность.
  • Мыслительная деятельность. Напрямую зависит от сенсорного восприятия. Ощупывая предметы, малыш начинает осмысливать мир в доступных ему категориях.
  • Становление речи. Следует за сенсорным восприятием и мыслительной деятельностью. Если малыш начинает говорить вовремя, можно заключить, что его умственное развитие проходит нормальными темпами.

Многие родители не знают, как следует проводить умственное воспитание детей таким образом, чтобы оно было эффективным.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Умственное воспитание детей дошкольного возраста отличается от воспитания более старших детей. Сегодня существует множество разных методов воспитания, но большинство из них строится в форме игры, поскольку маленьким детям легче усваивать информацию в игровой форме. Умственное воспитание детей может также проводиться через:

  • Трудовую деятельность
  • Обучение
  • Изобразительную деятельность
  • Конструктивную деятельность

Умственное воспитание детей в семье во многом зависит от того, сколько времени родители проводят с ребенком. Важно, чтобы и мама, и папа были готовы внести посильную лепту в воспитание ребенка путем объяснения ему предметов и явлений. Учитывая, что до трех лет основную часть времени ребенок проводит в семье, не нужно говорить какую роль играют родители в умственном воспитании детей.

Когда ребенок попадает в дошкольное учебное заведение, он сталкивается уже с систематизированным подходом к воспитанию. Перед педагогами стоят конкретные задачи, направленные на умственное развитие детей. Так, в программе любого детского сада есть такие задачи, как:

  • Формирование правильных представлений о явлениях окружающего мира.
  • Развитие памяти и речи.
  • Развитие мышления, любознательности, воображения.
  • Развитие интеллекта и творческих способностей.

Как видно, умственное воспитание детей дошкольного возраста в саду способствует разностороннему развитию личности.

Популярные методы умственного воспитания детей

Не удивительно, что большинство родителей стремятся найти наиболее эффективную методику умственного развития детей. Сегодня существует множество детских развивающих центров, предлагающих методы воспитания, основанные на опыте известных специалистов в области детского развития.

  • Метод умственного воспитания детей Марии Монтессори. Автором данной методики является итальянский педагог Мария Монтессори. Изначально, Мария разрабатывала данную методику для воспитания детей с отставанием в развитии. Результаты были просто потрясающими и через некоторое время, Мария решила воспользоваться теми же принципами при воспитании обычных детей. В основе методики лежит постулат о том, что каждый ребенок талантлив от природы, а вот быстрее раскрыть заложенный в нем потенциал может взрослый. Основными компонентами системы Монетессори являются ребенок, учитель и окружающая среда. Задача учителя не навязывать ребенку те или иные представления, а наблюдать за тем, как он ведет себя, и создавать среду, способствующую всестороннему развитию личности малыша.
  • Метод умственного воспитания детей Глена Домана. Глен Доман – американский педиатр, который считает, что учеба наиболее эффективна в период активного роста мозга, а это происходит в период от 2 до 4 лет. Поэтому в этом временном промежутке любого ребенка легко обучить чему угодно, будь то иностранный язык или математика. Нужно признать, что у данной методики есть много противников, поскольку она достаточно трудоемка.
  • Метод умственного воспитания детей Зайцева. Автор данной методики, педагог из Санкт-Петербурга, разработал новаторские методы обучения детей математике и грамматике. Наверное, многие из нас слышали об уникальных «Кубиках Зайцева», благодаря которым дети учатся читать в совсем раннем возрасте. Существуют также картинки для обучения письму и рисованию и пр.
  • Методика Никитиных. Никитины сами являются родителями семерых детей, на которых они и опробовали свою модель воспитания. В двух словах, система Никитиных включает в себя множество идей для интеллектуального и физического развития детей. Никитины приветствуют свободу творчества в занятиях, а также создают особую среду, в которой ребенок быстрее развивается. Основная идея данной системы – не заставлять и не давить на ребенка, а наблюдать за ним и помогать самостоятельно развиваться. Впрочем, такой подход просматривается и во многих других современных методиках воспитания.
Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.5 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий